«Игра — это не дополнительная деятельность, это основное требование для роста и развития. Чтобы дети взрослели, им необходимо ИГРАТЬ!»

Эту цитату мы приводим как заголовок к первой статье в нашей рубрике «Об игре всерьез». Ее автор — знаменитый Гордон Ньюфелд, доктор психологических наук, психотерапевт, признанный авторитет в детской психологии развития. Он впервые на весь мир заявил с трибуны Европарламента: «Детская игра в опасности!»

Чтобы дети взрослели, им необходимо ИГРАТЬ!», изображение №1

Процитируем доктора Ньюфелда еще раз: «Оказывается, что именно в игре происходит бОльшая часть роста, включая даже рост мозга. Развитию для прогресса требуется пространство, свободное от последствий и предосторожностей. К счастью, некоторые педагоги начинают понимать это. Раньше мы думали, что мозг развивается в школе. Теперь мы знаем, что это игра развивает мозг, который затем может использоваться в школе.»

Об игре здесь мы будем говорить много и рассматривать ее ценность с разных сторон. Но сегодня, для начала разговора, мы хотим показать, что базой для учебной деятельности детей, является именно игра. И по сути, если про базу – то ничего кроме игры! Мы хотим раскрыть именно эту тему, потому что как раз вокруг нее постоянно разгораются родительские и даже педагогические (увы!) дискуссии, в которых противопоставляется подготовка к школе и игра детей.

Сегодня игра в большой опасности, потому что она практически повержена в этом противостоянии. Как результат — формирование игры не является самостоятельной задачей дошкольного образования. Тут взрослые выставляют абсолютный приоритет учебной деятельности! Образование детей до школы понимается преимущественно как приобретение учебных навыков (главным образом чтения, счета, письма). Они вытесняют игру из жизни дошкольников. Важной причиной сокращения доли игры, является также отсутствие разновозрастных детских сообществ, «дворовых компаний». Ну и конечно, вездесущая маркетизация детства. Игрушки становятся просто имуществом ребенка, предметами обладания, которые заполняют физическое пространство. Хотя должны быть побудителями внешней и внутренней активности детей. Добавим сюда агрессивную экспансию современных СМИ. И вот: доминирующим занятием дошкольников стал просмотр мультфильмов и др. видео. А это в чистом виде — потребительство, не творческий процесс!

Впрочем, многие просвещенные родители правильно понимают все вышеописанное. Но, однако, опросы показывают, что и они не осознают истиной ценности детской игры. Предлагаем сделать первый шаг в этом осознании – понять, что существует прямая генетическая преемственность между игрой детей и их готовностью к учебной деятельности.

Чтобы дети взрослели, им необходимо ИГРАТЬ!», изображение №2

Зайдем со стороны психологической готовности к школьному обучению. Конкретно, это феномен перехода — смены ведущих типов деятельности у ребенка в критическом возрастном периоде 6-8 лет. Применительно к интересующей нас теме – это ничто иное, как переход от сюжетно-ролевой и режиссерской игры высшего (командного) уровня к учебной деятельности.

Поясним про ведущую деятельность. Большой вклад в разработку проблемы стабильных и критических возрастов внесли исследования А. Запорожца, А. Леонтьева и Д. Эльконина. В этих исследованиях получило развитие фундаментальное понятие возрастной психологии – понятие ведущей деятельности. Оно положено в основу предложенной Д. Элькониным периодизации психического развития ребенка. Ведущая деятельность рассматривается здесь как определяющая психологическую специфику каждого возрастного периода, а переходные возрасты соответственно характеризуются как возрасты, в которых происходит смена ведущих типов деятельности.

Литературные данные и результаты специальных исследований говорят, что наиболее существенные моменты психологической готовности детей к школьному обучению связаны с характером и особенностями общения детей, уровнем развития способности затевать содержательную совместную игровую деятельность (высшая режиссерская игра детей). У старших дошкольников эта деятельность развивается в рамках сюжетно-ролевой игры. При этом организующую роль играют старшие дети или взрослый. В ходе такой игры пятилетки произвольно занимают дополнительные роли в отношении друг к другу. Высший результат в этом направлении – добровольное согласие ребенка принять «неинтересную» роль, лишь бы игра не прервалась! «Игра важнее чем Я!» — не это ли залог наших будущих взрослых побед над собственным Эго, дорогие взрослые?!

Шестилетние дети начинают осваивать новые виды общения в рамках игры с правилами, при этом уже освоенные способы общения сохраняются и развиваются.

Дети семилетнего возраста, попадая в школу, оказываются в новой социальной ситуации – они начинают учиться. Главный результат развития в младшем школьном возрасте – формирование учебной деятельности. Это ничто иное как переход из позиции ПРАКТИКА, управляющего предметами и взаимодействующего с другими СИТУАТИВНО, к позиции ТЕОРЕТИКА, способного осваивать ПРАВИЛА взаимодействия между предметами и общения с людьми. Вам, ученикам школы Софооса, это ничего не напоминает?))

Пример БУРАТИНО (которому мы так умиляемся!), когда его пробует учить Мальвина, и он ни за что не хочет отдавать «этому некту» 2 яблока — яркий пример неготовности человечка к обучающей деятельности. Он показывает, что Буратино пока практик, не готов быть теоретиком! Овладение же этими позициями начинается в играх: образных, режиссерских, сюжетно-ролевых, в играх с правилами. При этом игры с правилами становятся той базой, на основе которой получают развитие наиболее сложные виды общения.

Сформировать учебную деятельность у ребенка – значит научить его учиться.

Л. Выготский говорил, что только через общение с другими людьми мы становимся самими собой. Относительно учебной деятельности младших школьников можно сказать, что только после того, как ребенок окажется способным учить другого, он сможет научить себя. Чтобы учить другого, то есть общаться с другими по поводу совместных действий и учебного материала, ребенок должен владеть всеми позициями в общении.

Чтобы дети взрослели, им необходимо ИГРАТЬ!», изображение №3

Эффективно отработать этот навык можно на коллективном игровом поле режиссерской игры. Ведь дошкольник только создает позицию «теоретика», и психологически безопасное поле игры – необходимое условие для этого. На самом деле, самый эффективный способ понять, готов ли дошкольник к школе, это не проверка навыков письма и чтения. Это способ посмотреть сможет ли ребенок стать в позицию обучающего, сможет ли вообще принять эту задачу? Например, попросите ребенка научить вас сделать кораблик из бумаги. Попробуйте это с дошкольниками разного возраста — увидите много интересного! Например, дети, имеющие уже сложившуюся теоретическую позицию, относятся к заданию (научить взрослого складывать из бумаги) как к ситуации обучения. Дети со складывающейся теоретической позицией относятся к данному заданию по-разному: одни воспринимают задание как ситуацию, в которой прежде всего необходимо самому что-то сделать из бумаги, другие используют ее как возможность общения с взрослым, третьи наслаждаются своей ролью обучающего, нимало не заботясь о том, чему и как они учат и что получается у их «ученика». Дети, у которых теоретическая позиция еще не сложилась, воспринимают предложенную им ситуацию аналогичным образом.

Итак, позиция теоретика возникает тогда, когда ребенок способен выделять обучение из других видов деятельности и использовать все другие виды активности – собственно деятельность по изготовлению поделки, общение с тем, кого учишь, игру и т. п. как инструмент обучения других. Средством обучения в принципе может стать только то, что уже освоено и исследовано ребенком. В противном случае каждый из перечисленных видов активности ребенка становится его главной целью и препятствует тому, чтобы он обучал, и тому, чтобы он обучался. То есть – нет интеграции в мышлении. А интеграция – это уже режиссура. И именно, сложная режиссерская ИГРА детей обучает этому! На этом мы пока остановимся в этом исследовании ценности игры. Наш следующий разговор пойдет о том, что же такого революционного происходит в психическом развитии свободно играющего ребенка, что позволяет ему выйти на этот новый (интегративный) уровень мышления, позволяет ему стать режиссером, по крайней мере в своем диапазоне деятельности?Поделиться Сохранить в закладках Ещё15 просмотров4 упоминанияТворилки18 авг в 20:39Вы подписаны