Эвритмия — искусство особого гармоничного движения, название которого восходит к древнегреческому искусству танца. В переводе с греческого языка eurythmia — стройность, благозвучие, равномерность ритма в музыке, танцах и речи. Ритм понимается как качество живого организма, необходимая составляющая жизни человека.

Эвритмия появляется в 1912 в Европе (в Швейцарии, Германии). Это один из способов выражения музыкального и поэтического через движение в пространстве. Основы её были разработаны Рудольфом Штейнером, философом и мыслителем, положившим начало духовной науке “антропософия”, основателем Вальдорфской школы воспитания.

Отмечая пограничное положение эвритмического движения между пантомимой и танцем, Р. Штейнер выделял дидактический, эстетический и гигиенический (терапевтический) аспекты. Говоря о дидактическом аспекте, он подчеркивает, что душа человека раскрывается в движениях через свою связь с телом. Эстетический элемент выражает художественность движения. Терапевтическое воздействие эвритмии заключено в оздоровлении психосоматической организации человека: «Поскольку физическое тело приведено в соответствие с миром движения и здоровая подвижность обращена на дидактику, становится возможным оздоровляющее воздействие на физический организм, а равно и на душевную организацию человека».

В современной эвритмии определилось три направления:

Художественное (сценическое),
Педагогическое (для детей и взрослых),
Терапевтическое (гигиеническое и лечебное).

Сегодня мы поговорим о художественном направлении эвритмии.

Недавно мы побывали на выступлении выпускников академии эвритмии в городе Днепр.

Вот что рассказал ее основатель Лаша Малашхия об эвритмии.

— Эвритмией может заниматься человек, который живет в полном осознании, что человек состоит из тела, Души и Духа.

— Второе, что можно сказать об эвритмии, это то, что в эвритмии мы стараемся сердце привнести в голову, а не наоборот.

— Третье, что можно сказать об эвритмии – когда эвритмист выходит на сцену, все существо эвритмиста –это говорящая Душа. Тут должны отступать все физиологические закономерности, чтобы проявились все тонкие взаимодействия.

— Четвертое, что можно сказать об эвритмии – это духовно-душевная гимнастика.

Я пока не встречал подобного ни в одном подвижном искусстве.
В моей 19-летней практике занятий этим искусством, куда бы я ни пришел, я натыкаюсь на закономерности эвритмии, данные сто лет назад. Я понимаю, что до сих пор — это самое андеграундовое.
— Когда человек начинает заниматься эвритмическим образованием, он сталкивается со своими привычками, со своей данностью и первое, что нужно преодолеть – это лень, чтобы как-то прорваться к тому, что мы называем – чувствовать окружение.

Когда ты начинаешь уже чувствовать окружение и твои руки уже приходят в движение, наступает следующий этап, который называется голос цинизма. И он начинает внутри тебя буравить – зачем это тебе нужно, что это тебе даст в жизни и так далее, вы знаете как это работает.
— И следующее, к чему ты прорываешься через форму, через движение, через соотношение и через присутствие и понимание истинной нужды, что ты действительно хочешь здесь и сейчас, ты прорываешься к тому, что называется у нас – «волей к деянию».
— И там подстерегает то, что называется страх, голос страха. Это наступает, когда готовится выступление.
-И вот когда ты прошел эти все препятствия, которые есть у всех нас, чем бы мы ни занимались в становлении человеком.
— Тогда наступает невероятный момент, который называется — «ничего»…
Кто я? Что я? Почему я?
В этом моменте начинает пробуждаться то, что и называется эвритмия.
— Это когда окружение с тобой говорит. Окружение говорит на одном языке с тобой.

И тогда не важно уже – ты будешь эвритмистом, не будешь эвритмистом. Но ты четко можешь сказать, что ты – Есть.
Есть в любых твоих проявлениях.

И вот это и есть эвритмическое образование, инструментом для этой цели является то, что объединяет и является чисто человеческим, что объединяет нас как людей – это речь.

Это и есть самое-самое важное на сегодняшний день.