
Эта статья продолжает разговор о свободном мышлении, начатый на сайте ранее https://tvorilki.ru/2020/10/15/svobodnoe-myshlenie-detej-chto-eto-i-otkuda-beretsya/
В ней мы говорили о бережном отношении к потенциалу допонятийного мышления, с которым приходят в школу наши малыши, о необходимости ценностного отношения к этому этапу развития детей в деятельности родителей и других наставников ребенка.
Здесь поведем речь о реальных шансах детей обрести в итоге способность свободно самостоятельно мыслить в условиях образовательного пространства, созданного взрослыми. Какие можно рассмотреть ступени на пути восхождения к этой вершине? Каковы здесь главные маяки для верного продвижения к цели?
Для начала еще раз дадим определение, освежим наши представления о том, чем отличается самостоятельное мышление человека от обыденного, обусловленного, не ведущего его в истинное развитие и творчество. В чем свобода мышления? В том, что оно может быть максимально освобождено от навязчивых привнесений разного рода клише из социума, стойких шаблонов собственных памятных значений и устоявшихся паттернов мыследеятельности (неважно пози- или негативных). Это мышление, целиком рожденное фантазиями внутреннего мира человека, поддерживаемое средствами и диапазоном его собственного воображения, его способностью к анализу и рефлексии по поводу индивидуального мировосприятия, его владения собственным уникальным фильтром вхождения в культуру и сложившиеся исторические традиции. Именно такое мышление на самом деле называется креативным, эвристическим, творческим и еще чистым = свободным мышлением=живым=самостоятельным.
Что есть мышление в его проявлениях для нас? Мы осознаем свое мышление прежде всего в виде мыслеформ. В этой статье мы признаем всю зыбкость понятийных полей, на которых сегодня наукой и ее популяризаторами даются определения, связанные с работой мозга, сознания и продукцией нашего мышления и восприятия. Эта статья ставит целью высветить вешки, показать возможные реперные точки на пути становления и развития мышления детей. И ее главный искренний мотив: «Наставник, не навреди ребенку!».
Возраст и качества проявления мышления школьников
Безусловно, качества мышления, на пути его становления и развития у ребенка, проявляются сообразно возрастным периодам, вызревают в согласии с формированием соответствующих зон мозга. Современная наука, благодаря возможностям компьютерной томографии имеет достаточно сведений о формировании структур мозга в ходе роста ребенка.
Мы же в данной статье приведем определения и связи, которые раскрывает Вальдорфская педагогика, восходящая к антропософии Рудольфа Штайнера и черпающая из ее воистину бездонного колодца бесценные знания о процессах роста, становления и взросления детей от 0 до 21 года:
*В реальности границы м.б. размыты до 1 года.
Уже из самих названий этапов становления мышления, приведенные в таблице, видим, что путь лежит через образность, через постепенное абстрагирование от предметности мышления, рождения способности постижения образов и символов, связанных с реальными материальными объектами и затем — с процессами, но стоящими за и над ними.
Таким образом мы выходим на разговор об эволюции мышления и поговорим об этапах этого пути. Понятно, что неизбежно мы вернемся к началу второго семилетия жизни детей, к 1 классу школы. Именно тогда, когда (в идеале) ребенок приходит на ее порог готовым к учебной деятельности и заряжен мощным познавательным интересом, обладает тем самым потенциалом допонятийного мышления. Здесь начинается путь.
Здесь стоит еще раз подчеркнуть безусловную ценность периода допонятийного мышления ребенка в начальной школе – он представлен в таблице под образным грифом «Тени мыслеформ. Творческое мышление – итог возврата на новом уровне к способности творения и сотворчества с другими. Но нужно, чтобы было куда вернуться! К своему внутреннему миру, внутреннему ребенку. Он должен быть жив!
Велик соблазн для взрослых увести детей младшей школы в сухие абстракции. Особенно сегодня, когда образовательная мода выставляет приоритет все более раннего обучения школьным навыкам, еще до того, как ребенок объективно может быть к этому готов и физиологически, и психологически. Дошли уже даже до профориентации дошколят!
Маленькие дети, которым рано был навязан опыт абстрактного мышления: сухие цифры, буквы, информация о предметном и живом мире, оторванная от личного опыта живой игровой и практической детской деятельности – такие дети не проходят полноценно дошкольный этап рождения и развития воображения. О важности воображения – центрального психического новообразования дошкольника – см. в статьях об игре детей на сайте: https://tvorilki.ru/2020/12/07/ob-igre-vserez-chast-2/
Как прямое следствие они приходят в 1 класс маленькими уставшими взрослыми, уставшими телесно и не раскрытыми чувственно. И далее эта усталость в стандартной школе продолжает у них только накапливаться, проявляясь в самых разных вариантах в виде неврозов и проблем с двигательными и другими способностями у детей.
Бытует устойчивый миф о необходимости так называемой подготовки детей к школе, которая должна выражаться в изучении букв, цифр и накачке всякого рода дополнительной информацией. По расхожим шаблонам навязчивой родительской или педагогической моды, давлению школ, которые принимают детей по своим критериям и правилам, продиктованным им рейтингами, такая информация их детям непременно нужна. Но уж рейтинги школ и прочие «погремушки» точно могут оставаться на совести менеджеров от образования и никак не должны становиться поводом для ранней интеллектуализации и угрозой для здоровья 6-7 летних малышей. Тем более, что на самом деле, как правило 80 % информации, которую содержит стандартная подготовка к школе, отчуждено от реальной практической предметной и чувственной жизни детей и поэтому не вызывает у них присвоения этих знаний, а лишь (в угоду взрослым) накапливает в детях интеллектуальную усталость.
Миф о подготовке к школе легко развеивают примеры, когда ребенок стихийно осваивает чтение, а затем и письмо, как инструменты, которые становятся необходимы ему для коммуникации в свободных играх и других практических ситуациях, особенно с более старшими детьми. И это именно не изучение, а освоение знаний и приобретение реальных навыков. Тем более показательны многочисленные примеры, когда старшего ребенка учили читать и писать, и он пыхтел и мучился. А теперь рядом младший сам выучился читать и пишет налево-направо записки корявыми буквами, зато сам и с большим энтузиазмом!
Оптимальная шкала начинаний и развития мышления школьников
Итак, каков же бережный сообразный природе ребенка путь, чтобы все потенциалы роста мышления образовались и дали свои плоды? На наш взгляд именно такой путь предлагает освоить наставникам детей Вальдорфская педагогика, основываясь на рекомендациях Рудольфа Штайнера, работах исследователей и продолжателей антропософской традиции. Рассмотрим все этапы этого пути подробнее.
Обратимся к схеме эволюции мышления, приведенной выше. Можно увидеть минимум 6 ступеней, по которым ребенок имеет шансы подняться к вершине творческого мышления за годы школьного обучения. В этой статье коротко осуществим эти шаги на бумаге вместе с учителем и ребенком.
ШАГ 1.
За период 1-3 классов ребенок может выйти из «Тени мышления» (допонятийный период) и прийти к овладению живыми образами мыслей.
Что делают педагоги на этом этапе? Педагоги как можно более напитывают сознание детей живыми образами из волшебных сказок, сухие абстракции букв и цифр наполняют смыслами и символикой, привязанной к реальным качествам характера ребенка, затрагивают его эмоции и чувства, проводят все возможные абстракции через телесные движения и ритмы детей, максимально развивают способности к точным действиям с предметами и основными умениями владеть ловкими и ритмичными движениями тела. На оживление образов в сознании ребенка концептуально и инструментально с 1 класса работают такие уникальные предметы как «Рисование форм», «Эвритмия», «Живопись», а также игра на флейте, рукоделие и пр.
В итоге через точность действий и выполнение правил дети расширяют свой диапазон фактических знаний о предметах и способов действий с ними. А живые образы в воображении детей (не определения, а только образы, собирающие вариации фактов в комплексы возможные и невозможные) позволяют им начать видеть связи между объектами живой и неживой природы и явлениями, с ними происходящими угадывать в своем сознании закономерности. Это позволит им совершать свои собственные открытия на следующем этапе развития мышления. Совершенно уникальные результаты дает обучение младших школьников с применением методологии и принципов вероятностного образования. Имеет место спонтанное рождение поэтической письменной речи у большинства учеников класса! Но об этих принципах мы поговорим в следующей статье.
ШАГ 2. Период 3-5 классов. Живые образы мыслей должны стать одушевленными, обрести у детей наполнение собственными, раскрывающимися в сознании и в реальной практике школьной жизни образами действий. Это действия с текстами и формулами, с информацией о жизни растений и животных, осмысленное чувственное взаимодействие с живой природой, ремесла, работа с определенными материалами, изучение разных способов проявления форм на уроках искусства и др. Появляются предметы география и история, новые масштабные понятия сопровождаются большим количеством эмоциональных фактов. Волшебные сказки и басни уходят, сменяются сюжетами из Ветхого завета о сотворении мира, сказаниями о богах и героях, мифами и легендами древнего мира. В итоге это должно привести детей к умению выстраивать логические линейные цепочки, умению видеть и чувствовать процессы, происходящие прежде всего в живой природе.
ШАГ 3.
Период 5-6 классов должен окончательно сформировать «душевную вещественность» в противовес душевному вакууму и отсутствию живых образов этого мира в сознании ребенка – сухой абстракции ума. «В эфирном поле жили живые образы закона Ома. И они нуждались в облачении в мыслеформы. Люди справились!» — высказывание Павловой Т.И. (педагог Иркутской Вальдорфской школы, психолог арт-терапевт.
Тогда в итоге это станет крепкой базой для самостоятельного аналитического предметного мышления. Поскольку одушевленные образы мыслей, практический диапазон их творческого проявления и задают в конечном счете ту широту взглядов и допущений, которая будет позволять совершать исследования и открытия в области естественных наук. Так как, в свою очередь, предметное мышление ребенка – это основа для его естественно-научного мышления.
Если первые 6 лет дети в школе (в идеале) накапливают эту «душевную вещественность», то в 6 классе они как-бы «становятся на землю». Поэтому педагоги максимально приближают детей к познанию физического мира, отделенности предметов друг от друга, все более детально рассматривают признаки мира. Здесь в учебном плане появляется физика и химия. Дети начинают рассматривать, изучать застывшие завершенные формы минералов, геометрию. Педагоги создают процессы переживания, осмысления явлений и превращений в окружающей действительности. В отличие от предыдущих этапов обучения все образы концентрируются в четкие понятия.
В итоге в речи педагога должен строго соблюдаться принцип: «Одно слово — только одно значение!»
ШАГ 4.
6-9 класс — это сложнейший период в жизни детей и педагогов, начало и конец подросткового возраста. Должен свершиться воистину «квантовый переход» в сознании ребенка: когда на уровне 7-8 класса ребенок приходит к переживанию себя как точки, максимальной концентрации эго, окончательной «заземленности» с ясным видением всех мельчайших деталей этой «земли». И эти детали требуют окончательной осмысленности, окончательной точности определений. Образно говоря: «Мысль должна буквально умереть — замереть в четком и ясном однозначном определении».
Кроме того, 7-8 класс завершает второе семилетие жизни школьника. И подобно тому как в 1-2 классе педагоги работали над задачей научить детей точно и умело действовать телесно (руки, ноги, ритм, мелкая моторика), так в 7-8 классе на первый план выходит умение четко и ясно мыслить, направлять потоки мыслеформ и свое внимание в нужное русло! Переживание детьми себя как точки мудро сопровождается введением понимания перспективы на уроках живописи.
Задача еще более осложняется тем, что начало этого периода (6 класс) также завершает первый 12 летний цикл жизни ребенка, младший школьный возраст заканчивается совсем, начинается средний, подростковый, начинается половое созревание. О его стихии так много знают и говорят взрослые, но возможно мало кто осознает, что как раз единственным противовесом этой стихии и тренажером, и помощью подростку как-то совсем этим управляться как раз и является способность управлять собственной мыследеятельностью. Возможно, что утверждение: «Укрощение мысли = укрощение плоти» — является совершенно верным в нужный момент!
Итак, на данном этапе педагоги учат подростков четко и однозначно действовать в мире мыслей. То есть буквально «вышкаливать мышление» детей – строгая задача этого этапа развития. Неслучайно в учебном плане в 9 классе снова возникают минералы, и дети изучают кристаллы: соотносят красоту и стройность своих мыслей с совершенными структурами, сотворенными природой, а также устройство человеческого скелета. На уроках истории пристально рассматриваются идеи и их воплощение в культуре и жизни народов. Все утверждения должны быть подкреплены практикой исследований и экспериментов, при этом понятия и явления должны полностью совпадать. На уроках учителю очень важно, чтобы это происходило явно и зримо для детей (это надо безусловно инструментально обеспечить). Все это – действенные способы становления естественно-научного, исследовательского мышления школьников.
ШАГ 5.
Переход к 10 классу сопровождается по сути настоящей метаморфозой в мышлении (и в поведении!) юношей и девушек. Процессу умирания мысли в 9 классе противостоит ее оживление, воскрешение – в мышление бывших подростков как бы «снова возвращается разумная душа». Новый процесс познания становится более ценным чем само точное знание. Собственная уникальная точка зрения, возникшее мнение в моменте становится важнее правды, казавшейся истиной. теперь возможны процессы обсуждения, обмена мнениями в кругу (в 9 классе детей почти невозможно для этого посадить вкруг!), идет осознавание разницы между правдой и истиной. Накапливается бесценный потенциал коллективного приближения к истине, опыт «мыслительного ткания» (не зря так трудно и упорно и девочки, и мальчики учились вязать в 1 классе).
В итоге морфологическое мышление старших школьников (в отличие от предметного) снова готово обращаться к живым процессам в мире форм. Но это уже обращение к неочевидному, к скрытым процессам в природе, в человеке: человек изучается в своих органах и функциях в связи с душевным и духовым. На уроках идет изучение строения и жизненных процессов растений, животных, их связей с человеком. Педагоги при этом требуют именно осмысления самих процессов, ставят задачу перед каждым: «Не описывай, а характеризуй!».
ШАГ 6.
Порог окончания школы. Возможен выход на уровень метафорического мышления.
Возможна метафора, как бы перенос внимания в мышлении на самопознание. Тогда внешнее может стать внутренним, процессы могут быть познаны через отношение, через резонанс в собственном мышлении и исследование собственного потока мыслеформ по поводу явных и неявных процессов. По сути можно увидеть новый способ мышления. Появляется рефлексия по поводу собственной мыследеятельности, чистое мышление!
В 11 классе в учебном плане появляется проективная геометрия. Действительно, ведь «бесконечно удаленную точку» невозможно представить, ее можно только мыслить!
Конечно внимательные педагоги отмечают, что далеко не всем выпускникам удается благополучно совершить этот переход. Возможны отдельные прорывы, счастливые педагоги это наблюдают. И, надо признать, что далеко не все прошедшие вперед являются при этом отличниками. Скорее наоборот, иногда такой прорыв происходит у тихо сидящих середняков или троечников. От них можно услышать очень глубокие вещи о мире и о себе, яркое осмысление «невидимого». Излишне объяснять, что педагог, сопровождающий эти процессы, сам должен являть мастерство владения таким мышлением.
В итоге на этом этапе у старшеклассников безусловную ценность приобретают идеи о себе и о мире. Здесь рождаются юношеские идеалы. В идеальном случае эти идеалы (простите за каламбур) – собственные, рожденные из внутреннего самоощущения, а не навязанные внешними шаблонами. Те идеалы, которые будут создавать собственное внутреннее побуждение к творчеству, служению, мечте и поиску предназначения.
На этом обучение в традиционной школе заканчивается. К глубокому сожалению истинно мудрых педагогов и к огромной радости подавляющего большинства выпускников. И это лишает истинно разумных наставников увидеть свой триумф – появление ростков творческого свободного мышления. Оно может проявиться к 18 годам (к концу 12 летнего цикла обучения, который, кстати, применяют более 150 стран мира). И затем раскрыться во всей красе к 21 году жизни человека, предоставляя ему тем самым возможности для истиной самореализации. Как возможность услышать идею своего Духа в суете расхожих мнений, советов, призывов и моды.
В чем итог развития мышления, имеющего потенциал состояться на этом этапе? Его можно выразить формулой: МЫШЛЕНИЕ = ЛЮБОВЬ. Когда происходит этот синтез, то все формы познания истины интегрируются и суть от первоистока осознается во всем, что может охватить диапазон раскрытия разумности человека. Становится ясно видно, как полярные процессы в любом явлении перетекают один в другой в каждый момент времени и расходятся, ветвятся как фрактал. И тогда страх потери собственной истины переходит в осознание многомерности познания. Если мышление=любовь, то происходит осознание единоцельности всего во всем.
Не об этом ли говорит Апостол Павел в своем знаменитом послании к Коринфянам? Сегодня его уже назвали «Гимн Любви»:
«…Ибо мы отчасти знаем и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится. … Теперь мы видим, как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше»
А когда прекратится человеческое ОТЧАСТИ в нас и наших детях, тогда и придет и к ним, и к нам СЧАСТЬЕ!
Использованы материалы открытых лекций В.М. Пегова «Путь пробуждения к самостоятельному мышлению», Т.И. Павловой «Живое мышление»,
книги А.М. Лобока «Вероятностный мир».