В Европе появляется все больше лесных детских садов, в которых дети от трех до шести лет почти все время проводят в лесу, исследуя окружающий мир. Воспитатели выступают в роли помощников, а не руководителей группы.

Вне зависимости от погодных условий малыши проводят весь детсадовский день на свежем воздухе, узнавая мир леса, знакомясь с его порядками, ритмами и обитателями. Они ухаживают за огородом и садом, кормят кур, собирают яблоки, лазают по деревьям, разводят костры (конечно, вместе с воспитателем). Детям прививается любовь и бережное отношение к природе. Кроме того, они занимаются и обычными для детсадов делами: мастерят, рисуют, танцуют, поют и играют, конечно.

Совершенно спокойно воспитатели относятся к мелким «несчастьям» вроде царапины или занозы – ведь это тоже ценный опыт. А серьезных травм еще ни разу не случалось – за безопасностью здесь следят. Конечно же, в садиках есть теплое помещение, где дети могут погреться, поесть и поспать, но в основном, если погода позволяет, они находятся снаружи.
Главное преимущество таких садов помимо очевидной пользы свежего воздуха – на природе ребенок развивается быстрее и задает больше вопросов, чем там, где он чрезмерно защищен цивилизацией.

Идея создать детский сад родилась у женщины, которая часто выбиралась на прогулки с собственными и соседскими детьми. Тогда их родители предложили организовать первый садик на свежем воздухе. Со временем такой формат воспитания становился все более популярным: сегодня в Дании лесным является каждый пятый сад.

В Дании вы вряд ли встретите малыша, которого родители стыдят и отчитывают за испачканную одежду. Действительно, чем больше грязи сумел собрать ребенок, тем насыщеннее был его день. Он не сидел за чтением или обучением счету и не играл в куклы. Он строил замки из песка и глины, а его игрушками были птичьи перья, листики и кора деревьев.

Лесные активности и пребывание наедине с природой развивают смекалку, выносливость, навыки общения, командной работы и изобретательность. Так что, несмотря на отсутствие заданной программы, цели и задачи все те же самые, традиционные — обучить детей и стимулировать их развитие. Вопрос лишь в методах.

Многие из этих садиков работают по вальдорфской методике.
Лазание по деревьям, купание в лужах и прыжки в грязи — любимые занятия детей. В то время как большинство воспитательных учреждений не поддерживает такие активности, датчане отдают своих детей в лесные сады. Рассказываем о том, чем еще занимаются ребята на природе.
Такие садики действуют вне официальной системы — обычно их организуют частники. В Дании туда ходят дети с трех до шести лет.
Малышей приводят к пункту, откуда они направляются в природную местность — это может быть как лесная поляна и луг, так и пляж. Локации могут быть совершенно разными, а сама территория садика достаточно условна.

Большинство лесных садиков не использует игрушки фабричного производства, смысл и значение которых предопределены и не требуют включения фантазии. Долгие игры на свежем воздухе положительно сказываются на развитие детей, особенно на проворстве и чувстве равновесия, но также на ловкости, моторике рук, координации, тактильной чувствительности и глубине восприятия. Дети из лесных садиков меньше страдают от травм в результате несчастных случаев и с меньшей вероятностью поранятся при падении. У детей повышается способность самостоятельно оценивать риски. Прогулки также укрепляют иммунитет детей. Дети, которые посещали лесной детский садик, по сравнению с тем, кто посещал обычный садик, обладают способностями выше среднего во всех областях, которые были исследованы.

Девиз лесного детского сада – «нет плохой погоды, есть лишь плохая одежда». Вне зависимости от погодных условий малыши проводят весь детсадовский день на свежем воздухе, узнавая мир леса, знакомясь с его порядками, ритмами и обитателями. Детям прививается любовь и бережное отношение к природе.

Сейчас этот опыт распространён в Германии и других европейских странах.
В России аналог этого существует в виде «Свободных прогулок» , которые развиваются как альтернативное направление воспитания и развития детей.