Сегодня порассуждаем на тему – кто такой счастливый ребёнок.
Для меня счастливый ребенок тот, близкие люди которого помогают найти путь его Души и
мягко и бережно, с максимальной долей свободы, направляют его по этому пути творчества,
фантазии и сотворчества, всегда находясь рядом, когда ребенку это будет нужно. Это краткое
определение.
А вот, что я нашла по этому поводу в интернете и что мне показалось близким к этому понятию.
Это мнения психологов, родителей да и самих детей.
Счастье такое многоликое и многогранное. В том его прелесть, что оно складывается из
множества составляющих. Счастливый ребенок тот, которому родители дарят свою любовь,
заботу, внимание и общение.
Счастливый ребенок растет только у счастливых родителей и никак иначе.
4 признака, свидетельствующие о том, что ваш ребенок счастлив:

  1. Полное доверие родителям.
    Счастливый ребенок видит в мамочке и папочке (иначе он их не называет) самых близких людей.
    Он никогда не будет скрывать от них своих проблем и своих фантазий. Общение с ними,
    основанное на полном доверии, занимает всё его время. Он рассказывает взрослым и о том, что
    ему приснилось ночью, и о том, кем он станет, когда вырастет.
  2. Уверенность в том, что его любят.
    Ребенок с малых лет способен испытывать чувства. Он нуждается во внимании и любви
    взрослых. Счастливому малышу и в голову не придет спросить маму: «Ты меня любишь?», потому
    что он на интуитивном уровне чувствует ее ласку и заботу.
  3. Всегда вместе.
    Пока ребенок маленький, он не любит быть один. Одиночество может стать для него укрытием от
    семейных проблем. Нельзя думать, что малыш ничего не понимает, он очень чутко улавливает
    настроение взрослых. Ребенок не выносит, когда родители ссорятся, кричат друг на друга, он не
    может видеть маминых слез. В этот момент ему хочется не только просто закрыться в своей
    комнате, но и уйти из дома или даже умереть.
  4. Нет ограничений для творчества.
    В доме, где растет ребенок, трудно добиться идеального порядка. Да он и не нужен. Некоторые
    мамы не хотят давать малышам пластилин, краски, фломастеры – ведь все это может испачкать
    стол, прилипнуть к полу. Не покупают музыкальные инструменты – ведь пока он научится играть,
    все нервы вымотает. Не устраивают спортивный уголок – от него только пыль и беспорядок. Вот и
    растет ребенок зажатым и ограниченным.
    Счастливый малыш – это тот, кто чувствует поддержку взрослых в воплощении своих творческих
    фантазий. Родители снабжают его всем необходимым (стоит все это недорого), радуются, когда у
    него что-то получается, помогают в случае затруднений. Как здорово вместе с мамой сшить платье
    для куклы, а с папой собрать сложный пазл.
    У психологов существуют такие определения счастливого ребенка:
    — способность к глубоким отношениям с другими людьми;
    — способность испытывать разнообразные чувства;
    — 3,5 лет — может понимать чувства других и выражать свое понимание;
    — 4,5 лет — может видеть себя со стороны и описать свои чувства.
    В общих чертах: счастливый ребенок — это такой ребенок, который:
    — знает, что его любят (независимо от совершенного проступка);
    — чувствует свою защищенность;
    — участвует во «взрослых делах»;
    — ощущает свою уникальность;
    — чувствует поощрение со стороны родителей в преодолении незнакомых ситуаций;
    — оценен коллективом.
    Кто такой счастливый ребенок? Этот вопрос мы задали детям.
    Нашим консультантам – от 4 до 12 лет. В своих высказываниях они единодушны: для счастья
    нужны близкие, любовь, доброта…
    Наших экспертов мы спросили о том, кто такой, по их мнению, счастливый ребенок. Отвечали
    они, конечно, по-разному – в зависимости от возраста, но в основном источники счастья у детей те
    же, что и у всех других людей: родные, друзья, любовь, наличие интересов и свободы выбора. Ну
    и деньги, конечно.
    Несчастный человек не может воспитать счастливого ребенка.
    Теперь я хочу рассказать вам немного об опыте и исследованиях известного ученого и педагога
    Шалвы Амонашвили о том, как воспитать счастливого и успешного ребенка.
    Шалва Амонашвили — профессор педагогики и опытный преподаватель. Ему 90 лет, но он
    новатор. На его семинары приходят учителя, которые хотят делать свою работу лучше. Или читают
    антологию по гуманной педагогике его авторства: вышло уже 40 книг.
    Мы собрали основные принципы воспитания, благодаря которым ребенок вырастет счастливым
    и успешным.
    9 принципов воспитания
  5. Зелёная ручка вместо красной
    Во время работы учителем Шалва поменял красную ручку на зеленую.
    Он уверен, что обилие ошибок в тетради убивают уверенность ребенка в себе: дети плачут,
    переживают, не хотят учиться. Шалва решил не подчеркивать ошибки, а вместо этого зелёной
    ручкой подчеркивал все, что ученик сделал правильно.
    Фокус на успехах воспитывает уверенность и доверие к человеку, который ребенка хвалит. Если
    родители замечают только плохие поступки, ребенок старается сопротивляться, а не
    прислушиваться к родителям.
  6. Разрешить ребёнку познавать.
    «Дети хотят познавать. Трогать руками, ломать, отрывать, заглядывать», — Шалва Амонашвили
    Дети многому учатся в интернете. Почему? В реальности ребенка наказывают, ругают и
    заставляют учиться. А в интернете безопасно, и он всегда под рукой.
    Чтобы оторвать ребенка от смартфона и планшета, нужно показать ему безопасную и интересную
    реальность. Интернета не избежать, но правильная любознательность научит его искать полезное
    в сети для реальной жизни, а не строить в интернете убежище от мира.
  7. Если ребёнок сам решит… что будет?
    «Нашёптывание — величайший метод доверительного общения с ребенком», — Шалва
    Амонашвили
    Когда ребёнок упирается и делает по-своему, родители могут сорваться и кричать, наказывать:
    «если ты сейчас это не сделаешь, то я….». И ребёнок сделает, что ему скажут — но не ради
    помощи родителям, а чтобы прекратить скандал.
    Кто-то скажет: «Иначе не понимает!»
    Однако вместо давления полезнее аккуратно объяснить свою просьбу. Если ребёнок будет
    видеть ценность и пользу в том, о чем его просят — он будет слушаться. Мыть посуду полезно,
    потому что друзья не будут дразниться из-за грязной кухни. Вынести мусор приятно, чтобы в
    квартире не пахло.
  8. Вовлекать и заинтересовывать.
    Мало детей могут выполнять жизненные задачи, потому что надо. Например, пойти к зубному
    или убрать в комнате. Чтобы не принуждать, полезно превратить задачу в игру.
    Ребёнку понравится процесс, а не цель. Сеанс у стоматолога будет неприятным по-прежнему, но
    дорога в поликлинику будет связана с чем-то хорошим. Приятные эмоции перевешивают
    скверные в таких незначительных ситуациях.
  9. Ребёнок — часть общества.
    «Дети такие, какой будет жизнь восьмидесятых годов этого столетия», — Шалва Амонашвили
    Воспитывать детей так, как это делали в 30-х годах ХХ века уже не получится. Не потому что мир
    стал хуже или лучше: он стал другим. И детям надо воспитываться иначе. Например,
    первоклассники учатся дома через интернет. Не так много педагогов сталкивались с этим.
    Но обучение без интернета почти невозможно, нравится это учителю или родителям, или нет.
    Нужно воспитывать и учить детей так, как требует время и образ жизни, а не старые правила,
    которые создавались для другого времени и общества.
  10. Понять цель воспитания.
    Сначала поймите, какие качества, ценности, цели хотите воспитать в ребенке. А потом — станьте
    для него примером такого образа жизни.
    Шалва в этом плане преуспел: его сын Паата Амонашвилитпомогает с воспитанием детей
    родителям, которым кажется, что они не могут найти общий язык со своими детьми.
  11. Ребёнок не обязан знать физику, математику или литератут на 5+.
    «Мы ужаснёмся, если начнем измерять, насколько дети недолюбливают школу. Они не любят все
    те процессы, в которые мы их вовлекаем», — Шалва Амонашвили
    Воспитание — это не оценки в школе. Приучать ребенка к страху ошибок и гнаться за
    формальностями — ошибка многих родителей. За пределами школы никто не ставит оценок. А
    человеческие качества баллами измерить нельзя.
    Если ребенок плохо учится, это не делает его плохим человеком.
    Уроки закончатся, но воспитание остается на всю жизнь. Особенно это критично, если ребенок
    растёт проблемным или гиперактивным: они очень чутки к критике и похвале. Старайтесь
    фокусироваться на хорошем.
  12. Активность и самодеятельность.
    Чем больше у детей возможности творить, тем лучше. В программе Пааты У детей есть задания, а
    у родителей инструкции и методы, как это упражнение выполнять.
    Воспитание и обучение должно вызывать интерес у ребенка: проще всего сделать это в форме
    игры.
    Ребенок вместе с родителями решает задачи, преодолевает сложности в веселой игре. Игра
    заканчивается, а эмоции остаются: доверие растет, а значит и послушание.
  13. Формальности мешают воспитанию.
    Левши постарше помнят, как их заставляли писать правой рукой.
    Теперь писать можно как угодно, зато за ребенка выбирают будущее. Например, какую
    профессию выбрать. Иногда, родители не хотят давить и спрашивают: «Скажи нам, что ты
    хочешь?».
    Ребенок не хочет, чтобы за него решали. Но не может объяснить, что сам хочет.
    Например, папа занимался футболом. Значит и сын пойдет на футбольную секцию. Бывает
    ребенка ведут занимался чем-то просто, чтобы занять его время. Особенно в небольших городах.
    Не обязательно ребенка отдавать куда-то, чтобы развивать в нем творчество. Родители должны
    найти то, что ребенку нравится и постараться это ему дат. Если в городе нет секции или
    творческой школы, ее можно создать дома. Например, купить краски, холст и смотреть уроки по
    рисованию в интернете.
    Подытожим:
  14. Подчеркивайте успехи, а не провалы.
  15. Позвольте ребёнку трогать, жевать, слушать, обнимать мир, и познавать его полностью.
  16. Дайте понять ребёнку, почему вам нужна его помощь, почему полезно учиться. Сделайте так,
    чтобы он сам пришел к нужному выводу, а не навязывайте его.
  17. Ребёнок хорошо себя ведёт и учится, если ему интересно то, что он делает.
  18. В воспитании и обучении учитывайте время и нормы общества: например, не запрещайте
    интернет, а объясните, как им пользоваться правильно.
  19. Воспитывайте ребёнка на своем примере. Следуйте своим же правилам, придуманным для
    детей.
  20. Школьные оценки не воспитывают. Человеческие качества — это не знания по физике или
    математике.
  21. В игре проще донести ребёнку ваши мысли, чем в диалоге.
  22. Придумывать правила и алгоритмы в воспитании не нужно: так родители неправильно
    понимают ребёнка и часто идут против его воли, из-за чего ребёнок упирается и не слушается.
    Суть гуманной педагогики — не в уроках. Задача сделать так чтобы за пределами школы, уроков
    или удаленного обучения, ребёнок рос любознательным и благодаря этому был счастлив.
    Не всегда получается сохранить хладнокровие и оставаться спокойным, когда воспитываешь
    гиперактивных или трудных детей. Поэтому в гуманной педагогике используют упражнения: они
    превращают воспитание в игру, а не в обязанность.В программе Палата Амонашвили собраны
    упражнения, которые помогут внедрить эти принципы.
    А для вас кто такой счастливый ребенок?