Сегодня мы с вами порассуждаем на тему отношений между родителями и детьми. Какими они должны быть, чтобы ребенок рос счастливым, творческим, а родители смогли бы направить его по пути Души.

Хочу представить вашему вниманию мнение и результаты исследований Гордона Ньюфелда. Гордон Ньюфелд – канадский психолог, доктор философии, создавший теорию привязанности детей к родителям.

Признаваться ребенку в любви, даже если тот нашкодничал, разделять с ним злость и разочарование, помогать ему переживать отрицательные эмоции и слезы тщетности, всегда быть рядом…

Все это основы грамотного воспитания ребенка, по мнению канадского психолога, одного из главных трансляторов теории привязанности — Гордона Ньюфелда.

В последнее время она стала очень популярной. Психотерапевт длительное время изучал взаимоотношения разных поколений. По мнению учёного, привязанность можно назвать основной человеческой потребностью, более значимой, чем, к примеру, приём пищи. Однако, если в младенчестве крохе требуется теснейшее телесное взаимодействие со взрослыми (прежде всего, с матерью), то для старших ребят слово «близость» имеет другое значение.

Привязанность – это то, в чём нуждаются дети, поскольку именно она даёт им ощущение безопасности. Если эта потребность не удовлетворяется, малыш не сможет развиваться гармонично. Психологическая связь – необходимое условие трансформации ребёнка из зависимого существа в зрелую самодостаточную личность. Если ребёнок чувствует привязанность к близким родственникам, то: — он охотно их слушается; — он доверяет свои тайны и мысли; — он перенимает их образ жизни, мораль, нравственные принципы и ценности; — исключена даже вероятность обмана.

Теория привязанности Гордона Ньюфелда интересна ещё и тем, что он считает воспитание не сочетанием отдельных приёмов и методик, а воспринимает его как отношения между разными поколениями. Отсюда и мнение автора о том, что бесполезно воздействовать на детское поведение через наказания и поощрения. Если близкие люди не удовлетворяют стремление ребёнка к привязанности, он стремится направить своё желание близости на другого человека – например, на ровесника, который сам остаётся незрелой личностью и неспособен обеспечить ощущение безопасности и безусловное принятие. И ведь это действительно так. Если ребёнку не хватает внимания дома среди близких, он будет искать его на стороне – в компании сверстников, друзей. И тогда воспитанием будет заниматься эта компания.

Ньюфелд пишет о возникновении так называемой конкуренции, или ориентации на сверстников, которая может привести в будущем к таким нежелательным последствиям, как: — ранняя сексуальность у подростков; — наркомания; — агрессивность; — детская преступность; — низкая обучаемость и усвоение знаний; — инфантилизм.

Таким образом, для взрослых чрезвычайно важно обеспечить условия для развития психологической привязанности у маленького ребёнка, иначе есть вероятность утраты родительского авторитета в дальнейшем и настройка на подростковую среду, которая не всегда оказывает положительное влияние на детей.

Ньюфелд раскрывает секрет: имеет значение не то, что делает родитель, а то, кем он является для ребёнка. Автор выделил шесть ступеней психологической зависимости, последовательно сменяющих и взаимодополняющих друг друга в условиях благоприятной семейной обстановки в раннем и дошкольном возрасте.

  1. Привязанность через ощущения. Новорождённый должен постоянно взаимодействовать с тем, кто проявляет о нём заботу. Прежде всего, это любимая мамочка. В период новорождённости привязанность возникает благодаря ласковым прикосновениям, грудному кормлению, ношению на ручках
  2. Желание походить на родителей. У годовалых карапузов проявляется второй уровень привязанности – стремление к похожести. Малыш подсознательно ощущает, что стать ближе к взрослым можно, если стараться походить на них. Теперь ребёнок стремится подражать маме и папе: ведёт себя так же, даже в интонациях и привычках.
  3. Чувство принадлежности и преданности. К трём годам малыши начинают считать родных людей собственностью. Для них привязанность – это владеть теми, кого они любят, и принадлежать тому, кто ухаживает за ними. В детском словаре фигурируют такие выражения, как «моя киса», «моя мама», «мой папа». Так кроха не только предъявляет права на владение ими, но и заявляет, что привязан к ним, любит их. Преданность же в данном случае означает готовность малыша быть послушным, сохранять своеобразную верность дорогому для него человеку.
  4. Желание собственной значимости. В четыре года ребёнок стремится почувствовать себя нужным маме и папе, показать свою значимость. Вот почему в этом возрастном периоде дети становятся особенно чувствительными к недовольству взрослых и пробуют любыми способами заслужить родительское одобрение. Теперь малыш более мягок, покладистее и пытается вести себя по озвученным правилам.
  5. Эмоциональная близость. Если в семье сохраняются близкие отношения, то на пятом году жизни малыш «влюбляется» в родителей. Прежде малыши говорили, что «любят мамочку», копируя фразы других людей. Сейчас же они по-настоящему привязаны к маме и папе, отдают им свою любовь. Эта стадия привязанности уже настолько совершенна, что ребёнок без особых проблем расстаётся со взрослыми на длительный срок. Ему уже не так принципиально обязательное нахождение рядом мамы или папы, чтобы сохранить к ним тёплые чувства.
  6. Стремление быть познанным. Гордон Ньюфелд назвал самый высокий уровень привязанности психологической близостью. Шестилетний ребёнок хочет поделиться с близкими людьми тем, что он ощущает, о чём думает, рассказать о своих неурядицах и радостях. Проще говоря, дети посвящают родного человека в свои самые сокровенные тайны.

Как я поняла из всего выше сказанного, детская привязанность включает в себя и счастье ребенка, и его гармоничное развитие, и любовь. Это ещё и доверие. Ребенок полностью вам доверяет и верит. Он счастлив! И вот здесь уже родителям действительно нужно прочувствовать, нащупать путь Души ребенка. Ведь если ребёнок вас любит, привязан к вам и доверяет, вы пойдете в одной связке и он сделает всё, что в его силах, особенно, если ему это будет интересно. А ему будет интересно! Душу не обманешь!

Светлана Кузнецова.