
Баночка с блестками символизирует успокоение ума. Это отличное занятие, к которому ваши дети могут постоянно возвращаться в качестве практики осознанности.
Дети, особенно те, кто испытывает трудности, склонны проявлять свои переживания, а не делиться ими на словах.
Снежный шар или баночка с блестками — одна из самых мощных визуальных метафор для того, чтобы продемонстрировать связь между мыслями, чувствами и поведением этой связи; она иллюстрирует, как осознанность — культивирование спокойствия перед лицом вихря хаоса жизни — влияет на нас. Практика подходит как для занятий с маленькими детьми, так и с подростками, и вполне возможно, она понравится даже взрослым.
Как сделать баночку с блестками.
Для этой практики вы можете использовать стеклянную банку, баночку для специй или даже пластиковую бутылку с водой. Обязательно используйте блестки, которые тонут, а не плавают. Добавление небольшого количества глицерина в воду замедляет время опускания блесток на дно.
Если вы предпочитаете не использовать блестки, вы можете сделать более экологичный вариант, используя разноцветные бусины, смесь пищевого красителя и масла или даже кусочки конструктора LEGO, которые у вас уже есть дома.
Наполните банку доверху водой. Попросите детей выбрать три цвета блесток: один для обозначения мыслей, другой для чувств и третий для поведения (или “побуждений что-то делать”). Бросьте несколько щепоток блесток каждого цвета в воду, которая символизирует сознание, и, возможно, добавьте несколько капель пищевого красителя. Закройте банку крышкой или клейкой лентой.
Спросите детей, что может заставить блестки в банке закружиться. Поощряйте ответы, отражающие печальные события, например, ссоры с братьями и сестрами, проигрыш в спортивном состязании, и позитивные, такие как получение хорошей оценки, появление нового друга, события в ближайшем окружении, к примеру, болеющие родственники, и фоновые события (страшные истории в новостях). С каждым событием они называют, крутят и переворачивают банку, демонстрируя, как становится трудно отслеживать и ясно видеть, каковы наши мысли, чувства и побуждения.
Как использовать баночку с блестками для практики осознанности
Существует множество вариаций этой практики, в зависимости от того, что вы хотите подчеркнуть. Работая с группами детей, можно использовать гигантскую банку, в которую все дети могут добавлять свои блестки. Каждый цвет символизирует разные чувства, которые испытывают дети. Другие варианты включают использование нескольких пластиковых шариков для обозначения поведения для наблюдения за ними до тех пор, пока поведение не отделится от мыслей и чувств. Дети также могут попытаться сосредоточиться только на одном цвете или на одной блестке, пока она не осядет, или на всех сразу.
Ваш сценарий может выглядеть примерно так:
Баночка похожа на наше сознание, и каждый цвет блесток представляет в нем что-то свое.
Давайте добавим красный цвет для мыслей, золотой — для чувств, а серебряный — для побуждений что-то делать. (Добавляйте немного блеска с каждым комментарием.)
Теперь мы запечатываем банку. (Накройте банку крышкой и запечатайте ее.) Затем мы начинаем наш день.
Мы просыпаемся, и все уже довольно ладно и спокойно. Мы можем это ясно видеть. (Покажите, как все блестки осели на дно банки.)
Но довольно скоро все начинает вращаться вокруг своей оси. Может быть, мы опаздываем в школу или в детский сад (покрутите банку). Наша старшая сестра съедает последний блин на завтрак, и это приводит к ссоре (встряхните банку). Мы слышим страшные вещи в новостях по дороге в школу на машине (крутите банку). Мы приходим в школу и узнаем, что успешно сдали тест (встряхиваем банку).
Прошло совсем мало времени, а мы уже не можем ясно видеть, потому что все наши мысли, чувства и побуждения мешают нам.
Итак, что же мы можем сделать, чтобы заставить блестки осесть и снова видеть ясно?
Успокоиться! И что происходит, когда мы остаемся неподвижными? Мы снова можем ясно видеть.
Также нет никакого способа поспешить, оставаясь неподвижным. Мы не можем спихнуть все блестки на дно. Мы просто должны наблюдать и ждать. Никакие усилия не заставят уладить это быстрее.
Когда все прояснится, мы будем знать, что разумно делать дальше. На самом деле, это одно из определений мудрости: видеть вещи такими, какие они есть, и выбирать, как действовать.
Пока мы ждем, исчезнут ли блестки? Нет, они остаются внизу. Наши мысли, чувства и побуждения все еще в наших умах, но они больше не стоят у нас на пути, затуманивая наше видение.
Готовая баночка с блестками может служить визуальным таймером для других практик, таких как дыхательные практики. Например, вы можете встряхнуть банку и сказать: “Давайте сделаем несколько осознанных вдохов, пока блестки не осядут”.
Кое-кто из особенно сообразительных может заметить, что можно просто взять фильтр и снова очистить банку и будет по-своему прав. Однако на самом деле мы не хотим избавляться от мыслей, чувств и побуждений. Мы просто хотим убрать их с дороги, чтобы они не мешали нам ясно видеть и совершать наиболее благостные для нас выборы.
Некоторые семьи используют баночку с блестками как “баночку для успокоения”, чтобы отмечать и измерять время успокоения, например, когда возникает конфликт: “Мы все сейчас расстроены множеством мыслей и чувств. Так что давайте все сделаем перерыв, пока блестки в баночке не осядут, а затем снова начнем говорить и найдем лучшее решение”.
Есть даже несколько телефонных приложений glitter jar и snow-globe, но использование баночки, сделанной с любовью своими руками в совместном творческом порыве принесет многим гораздо больше радости.
Перевод и адаптация статьи https://www.mindful.org/how-to-create-a-glitter-jar-for-kids/ по методике из книги доктора Кристофера Уилларда «Взросление осознанным».